Оренбургский пуховый платок в творчестве писателей и поэтов

 Изображение пухового платка в романе «Тихий Дон».

Оренбургский пуховый платок уже давно является символом тепла, уюта, нежности, женской красоты, платок стал символом самой России. В русской литературе легендарное образное воплощение  знаменитого платка  из пуха передаёт особенности культуры русского народа, его необыкновенной и загадочной души.

А. Толстой в своём известном романе «Хождение по мукам» пишет: «Особенно милым, простым лицо было от пухового платка, – под ним темнели полоски бровей».

Героиня пушкинской «Метели» Маша, отправляется в зимнюю непогоду, буран, на своё скрытное венчание предварительно закутавшись в тёплую пуховую шаль-платок.

 

Пуховый платок в повести «Метель» А. С. Пушкина

И смотритель станционный из рассказа А.С Пушкина «Станционный смотритель» Студеным зимним вечером встречал он своего нежданного гостя, одетого в шинель и укутанного для тепла в пуховую шаль-платок.

Валентин Распутин восхваляет чудодейственные особенности платка  из пуха в произведении «Дочь Ивана, Мать Ивана», где Олимпиада Иннокентьевна только тем и спасала свои больные ноги, что круглый год закутывала их в пуховую тёплую серую шаль

А вот в маленьком фрагменте романа М. Шолохова «Тихий Дон» есть такая выразительная сцена, которая наглядно показывает нам как способен преобразить и порадовать женщину чудесный пуховый платок-подарок. Когда Григорий, преподносит своей маме теплый  платок, она, «по-молодому розовея, накинула его на плечи, да так повернулась перед зеркалом и повела плечами, что даже Пантелей Прокопьевич вознегодовал:

— Карга старая, а туда же — перед зеркалой!».

Анатолий Санжаровский написал повесть «Оренбургский платок», главной героиней которой является знаменитая вязальщица Анна Фёдоровна Блинова из деревни Жёлтое, связавшая за свою жизнь немало чудесных пуховых платков, ажурных платков-паутинок. Село Жёлтое тем и славится: своими знаменитыми и неповторимыми пуховыми паутинками с чудесными ажурными узорами, подобных которым, нет больше нигде. В этом селе детей буквально с малолетства обучают вязанию платков, и ремесло пуховязания передаётся из поколение в поколение. Видимо секреты многих ажурных узоров хранятся в тайне как святыня, раз никто не способен повторить необыкновенно художественные и сказочно красивые жёлтинские узоры паутинок.

 

Анатолий Санжаровский

Знаменитый русской и советский прозаик Виктор Астафьев после прочтения повести о знаменитой пуховнице из села Жёлтое, остался очень доволен ею и дал этой повести самую высокую оценку. Повесть «Оренбургский платок» тем и интересна, что в ней описана не только трудная судьба пуховницы Блиновой, но и судьба пухового платка, судьба русского народа.

Многократно великими русскими поэтами применялся неповторимый образ знаменитого оренбургского пухового платка, чтобы подчеркнуть колоритность и своеобразие русской природы. Например, в замечательном стихосложении «Пороша» С. Есенин, очень искусно и очень образно восхвалял чудесный зимний пейзаж: в косынке сосна, похожая на дряхлую старуху и зимняя дорога, покрытая, как шалью свежим, легким и пушистым снегом.

И подобных примеров множество: Л. Толстой, А. Чехов, Н. Тэффи, К. Симонов, В. Астафьев, В. Распутин,  Липатов,  Фадеев, Пастернак и  другие писатели надевали на своих героинь пушистые платки — шали, придавая им этим особую прелесть. Образ пухового платка подчёркивал и выделял особенности культуры русского народа.

Пуховый платок остаётся по настоящий день ярким показателем самобытной русской культуры, ведь в условиях суровой русской зимы без тёплого пухового платка, платка-паутинки не обойтись. Русские поэты и прозаики в своём творчестве никак не могли обойти стороной образ пухового платка, ведь само название «пуховый платок» сразу вызывает в воображении образ милой женщины с тёплой улыбкой, на плечах у неё пуховый платок, а за спиной женщины простирается вся бескрайняя широкая Русь с её бесконечными полями и реками. Наша любимая Родина!

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Оренбургский пуховый платок в творчестве писателей и поэтов: 3 комментария

  1. Жанна

    Конечно, литература не могла обойти стороной этот великий народный промысел!
    А ещё припоминаю, что и В. Пикуль упоминает в одном из романов о том, как зарождался этот рукодельный промысел вначале в Орске, затем в Оренбурге и других местах Оренбургского края врёмён ещё Екатерины.

  2. admin Автор записи

    А я помню, что это было в романе Валентина Пикуля «Слово и дело», где он и рассказывает о зарождении оренбургского пуховязального промысла именно в Орске. Ведь столицу Оренбуржья предполагали на том месте, но затем перенесли на место нынешнего Оренбурга.
    А названия городов похожи, от реки Орь, старинного названия Урала. Затем ещё Яиком река называлась.
    А у Пикуля даже хитрый Остерман кутался в пуховый платок.

  3. Elena

    А я бывала в селе «Жёлтое» в гостях у знакомых.
    Большое такое село, уютное и почти в каждом доме вяжут платки и особенно хороши ажурные паутинки и палантины. Сбывать в основном едут на саракташский базар, реже на колхозный базар в Оренбург. Но часто к ним в село, покупатели приезжают отовсюду.
    И народ там такой спокойный и гостеприимный! Правда это была давняя поездка в 1994 году, но воспоминания свяжи. Как только слышу слова платок, паутинка, палантин так сразу село «Жёлтое» вспоминаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.